Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Как в Воронежской области сорвали программу рыбного импортозамещения

Фильтры

Регион

Новости

Как в Воронежской области сорвали программу рыбного импортозамещения

С импортозамещением рыбы в Воронеже что-то не сложилось.

Еще до кризиса, санкций и контрсанкций местная вертикаль развернула перед воронежцами рыбные горизонты и раскрасила их в голубые и розовые цвета. Экономический занавес должен был сделать их радужными. Но не сделал. Нечто странное происходит с рыбным промыслом в регионе, противное здравому смыслу, но отвечающее паразитической сущности российского капитализма.

Торговали, как испанцы с индейцами

Воронежской области отвели роль одного из лидеров в организации цивилизованного рыбоводства в стране. Созданы комфортные условия: если прежде типовой договор аренды муниципального пруда стоил предпринимателям 100000 рублей на 11 месяцев, то теперь водные объекты предлагают в аренду по стартовой цене 34400 рублей за 100 га на десять лет. Причем срок - не догма: «Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон».

К осени в Воронежской области сформировали первые пять рыбоводных участков, и в начале октября долгожданные торги провели. Новые условия аренды прудов делали ее весьма соблазнительной. Ожидалось, что начальная цена будет на торгах значительно превышена. Однако итоги их оказались унылыми. Лишь три из пяти признаны состоявшимися, один оспорен участниками, еще один и вовсе не состоялся. А те, что признаны, ожиданий не оправдали. Пруд Димитров в Эртильском районе площадью 33 га достался победителю, ООО «Зазеркалье», всего за 11113 рублей. Мало кому известное «Зазеркалье» накинуло 500 рублей (шаг аукциона) к стартовой цене в 10601 рубль, и крупный холдинг ООО «Агротех-Гарант» тут же отказался от дальнейшего торга. Видимо, убоявшись обязательства поставлять ежегодно на прилавки 8,2 тонны промысловой рыбы; иначе - расторжение договора.

Аналогичным образом ушел на торгах пруд Коневский Эртильского района (32 га): ООО «Зазеркалье» и тут забило баки могучему «Агротех-Гаранту». В битве за рыбный промысел Давид победил Голиафа с анекдотической легкостью и теперь должен обеспечить добычу 8,1 тонн рыбы в год.

Протоку реки Битюг площадью 1,74 га у хутора Сидякин ООО «Рыбхоз «Березовское» выиграло у ООО «Регион-Авто», добыв золотоносный участок на десять лет всего за 599 рублей 26 копеек с обязательством добычи 435 кг рыбы в год. «Регион-Авто» смог предложить за него лишь 539 рублей, а больше - никак.

Забавный получился конкурс.

Главный же объект торгов - Басовский рукав Дона в Подгоренском районе (2602 рублей за десять лет аренды) - остался пока без хозяина. Рукав знаменит из-за сенсационных планов облправительства разводить в нем осетров. С ним тоже вышло нехорошо.

Осетрину прислали второй свежести

Об осетровой сенсации стало известно в июле 2015 года, когда в пресс-службе губернатора Алексея Гордеева сообщили, что в протоке Дона Басовский рукав будут производить от 100 тонн осетра в год с перспективой товарного производства черной икры. Звучала новость столь же ярко, как и заявленный до нее проект разводить в Воронежской области оленей на мясо.

Алексей Гордеев похвалил проект - первый не только в Воронежской области, но и один из первых в России. Помимо политически архиважного импортозамещения он обещал местным жителям рабочие места и развитие территории возле рыбоводного участка. Что-то вроде Нью-Астрахани. Тем более что опыт разведения осетров в регионе есть. В 2009-м руководитель Центра реабилитации бывших осужденных «Назорей», лютеранский епископ Анатолий Малахов с партнерами оборудовал заброшенный коровник в Ямном под рыбную ферму с бассейнами, в которых попытались разводить белуг и осетров. Тогда осетровые в Ямном не прижились, но рыбоводы не сдались: арендовали пруд в Панинском районе с 12 резервуарами по десять потенциальных тонн осетров. Впрочем, и там расчеты не очень оправдались.

Воронежцы сомневались в социальных сетях, что осетровые будут водиться в Дону. Ладно бы щука, судак, сом, плотва или раки, хотя с раками проблемы. Никто не знает, где они зимуют. Может, лучше омаров и крабов попробуем разводить? Мы ж рождены, чтоб сказку сделать былью. Народ явно не верил, что на воронежских прилавках появится местная осетрина первой свежести, и предполагал, что ключевое слово в проекте - «разводить».

В том же июле 2015-го рыбоводы предупредили, что карпы, толстолобики и караси, привычные воронежцам, осенью сильно подорожают из-за катастрофического состояния прудов, особенно на юге Воронежской области. Они обмелели из-за бесснежных зим, аномальной жары летом и отсутствия нормального паводка. Столь низкого уровня их не было уже четверть века; вода отступила от берегов на 15-20 метров, и рыба гибнет от кислородного голодания. Затраты на аэрацию воды резко повышают себестоимость рыбы, а чтобы создать в зимовальных прудах достаточный объем воды, надо ремонтировать старые насосные станции или покупать новые. Вся надежда рыбоводов на то, что осень будет дождливой, а зима - снежной.

И вот Басовская протока опять возникла в новостях как объект торгов - с начальной ценой в 2600 рублей и обязательством производить 92,733 тонн белуги, осетра и стерляди в год. Организовать производство их на Басовской протоке пыталось в 2015-м ООО «Форт» и поставило в протоке семь садков по 1000 мальков стерляди, но что-то с мальками не сложилось. К тому же житель Москвы и местный дачник Александр Тучнин опротестовал ту попытку, поскольку не было торгов протокой.

Теперь «Форт» выиграл протоку на торгах, но некое ООО «Гидробионт» из Москвы, которое к торгам не допустили, обжаловало их итоги в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы: мол, не были точно указаны координаты объекта, не обнародована его карта и т. п. Директором «Гидробионта» оказался тот самый москвич Тучнин. Ох, и непрост такой дачник, который ломает планы правительства региона и целого губернатора Алексея Гордеева!

Победу «Форта» отменили, подорвав надежду воронежцев на осетрину первой свежести. А эксперты рыбоводства констатировали: от трех десятков рыбодобывающих предприятий в Воронежской области мало что осталось, а промышленное рыбоводство приказало воронежцам долго жить без осетрины и черной, запрещенной в России, икры. Объяснили они все интересами прудовой мафии чиновников и правоохранителей. Для них пруды - что-то вроде саун для отдыха элиты от заботы о народе, а вовсе не для производства товарной рыбы. Пруды-сауны легко получают статус частной собственности, местным жителям доступ туда ограничен, с конкурсами у них тоже проблем нет, исполнения товарных обязательств никто не требует.

Водный мир

19 октября 2015 года президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по проблемам рыбной отрасли возмутился: Россия вполне способна обеспечивать себя рыбой, но на прилавках по-прежнему засилье импорта. В ноябре правительство РФ объявило о намерении к 2020-му вдвое увеличить производство пресноводной рыбы. В Воронежской области тогда произвели всего 2,1 тыс. тонн карпа и 600 тонн толстолобика. Хотя еще в ноябре 2009 года на целевом региональном совещании объявили, что Воронежская область может производить до 5 тыс. тонн рыбы. И такие планы были реальны: в фундаментальном научном труде ученые разработали в 2007-м три варианта развития рыбоводства в регионе, по самому реалистичному из которых производство рыбы могло вырасти до 2015 года на 1520%: с 1 тысячи до 15 тыс. тонн. Требовалось лишь внедрение новых технологий и привлечение средств нацпроекта «Развитие АПК». На том совещании губернатор Алексей Гордеев поручил разработать систему поощрений рыбоводческих хозяйств за рост объемов производства рыбы. Стимулы сработали, но не так, чтобы очень: производство живой рыбы с 2010-го по 2015-й выросло с 1360 до 2656 тонн. В 2015-м из облбюджета по программе «Развитие рыбоводства» было выделено 12 млн рублей субсидий - больше, чем перепеловодам, кролиководам и овцеводам вместе взятым, но производство рыбы снизилось.

В августе 2015 года губернатор Алексей Гордеев поручил оказать всемерную поддержку пилотному осетровому проекту, и в сентябре глава администрации Панинского района Николай Щеглов доложил ему об итогах работы первой в Черноземье садковой фермы «Воронежский золотой осетр»: к осени на ферме вырастили около 3 тонн осетрины - русский ответ на санкции. Мы будем кормить народ своими, экологически чистыми продуктами!

Правда, планировали произвести втрое больше, но импортные корма сильно подорожали, и цена (300-400 рублей за килограмм) пока общедоступной не стала. А производить свои корма мы не умеем - слишком высокие, видимо, технологии. Информацию главы администрации района о цене осетрины пользователи социальных сетей сочли недостоверной: в супермаркетах она доступна по цене около 700 рублей за кило, причем не филе, а целая рыба, с чешуей, головой и костями.

Рыба ищет, где глубже

Статистика, которая знает все, утверждает, что воронежцы в последние два-три года стали гораздо меньше покупать рыбы: она практически сравнялась с мясом по цене. Карп стал деликатесом, не говоря уж о форели и осетровых. Воронежстат сообщил, что в 2015-м в Воронежской области произведено 1431,5 тонн живой рыбы, почти вдвое меньше, чем год назад (2655 тонн).

В апреле 2010-го начальник отдела водных ресурсов Донского бассейнового управления Юрий Долгополов сообщил, что в прежние годы в Воронежской области для нужд орошения была создана одна из самых больших в стране систем прудов - 2557 штук. С тех пор многие пруды вымерли вместе с хуторами и хозяйствами, другие заилились и обмелели, от прежней системы осталось 1847 водных объектов, включая воронежское и нововоронежское моря и 55 накопителей сточных вод. Летом у выживших прудов объявляются хозяева, а весной, когда нужны работы по укреплению дамбы и противопаводковые мероприятия, они исчезают.

В июле в Воронежской облдуме прошло совещание с участием Росрыболовства, рыбоводческих хозяйств из Воронежской, Волгоградской, Липецкой и Ростовской областей. Слушали: почему в Липецкой и Ростовской областях развивается рыбоводство, а в Воронежской - угасает? Кстати, там и жалоб от населения на захваты берегов гораздо меньше.

От былой системы прудов, построенной колхозами, осталось две трети, но по числу прудов регион остается лидером в Центральном федеральном округе. До программы «Развитие сельскохозяйственного рыбоводства на территории Воронежской области на 2010-2012 годы» в субъекте РФ производили 2 тыс. тонн товарной рыбы. По программе выделили почти 53 млн рублей на создание маточного поголовья, приобретение малька и т. п. После 2012-го в отрасль тоже вливали по 7-12 млн рублей в год, но в 2015-м произвели меньше 1500 тонн. Вложили в производство рыбы кучу денег, а оно за шесть лет упало на четверть - что ж за бизнес такой? В чем секрет?..

Совещание увидело главную причину в росте цен на импортные корма для рыбы. А Липецкую область, которая при меньших субсидиях производит рыбы в полтора раза больше, чем Воронежская (а Ростовская - вдвое), не упоминали, чтоб не обсуждать очевидное.

Ответ был очевиден всем - кроме участников совещания: большая часть прудов в Воронежской области оказалась в руках людей (обычно из бывших ментов), которые не умеют и не хотят заниматься рыбоводством, а просто нанимают охранников, ставят пару домиков на берегу для платных рыбалок и организовывают купеческие гулянки элиты. Роль команды Алексея Гордеева в создании такой системы совещание тоже не обсуждало.

Источник: 4pera.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись